Главная » Новости » Ария
Ещё один обзор альбома "Феникс"
02.11.2011 | Ария | Просмотров: 1858 | Источник | Комментарии: 0
Музыканты «Арии» любят подтрунивать над собой по поводу отсутствия концепции в CD группы. «Концепции как всегда нет!» - с неизменной радостью восклицают они перед релизом каждой очередной пластинки. Мотивировка тоже всегда одна: нет сквозной линии, единого героя. И навыков писать стихи у участников команды тоже нет.

Между тем, помимо авторской воли, концепция у «Арии» всегда была. Четко отображалась она уже в заглавиях дисков. В песнях «Мании величия» действительно исследовались истоки болезненной заносчивости, карьеризма и воли к власти. Пластинка «С кем ты» ставила проблему выбора на самых разных уровнях. Диск-герой «Герой асфальта» воспевал всевозможные подвиги, а в альбоме «Кровь за кровь» шла речь о жертвенности и возмездии…

Кризисные моменты, время от времени возникавшие внутри группы, автоматически наносили удар по цельности ее работ. Явный разнобой уже ощущается в альбоме «Генератор зла», а последний релиз «Арии» с Валерием Кипеловым «Химера» химерой и остался (недаром в этих песнях так много говорится о холоде, застое, отсутствии динамики).

С появлением в составе группы Артура Беркута возникли определенные надежды. Символично, что первый «арийский» альбом с новым вокалистом «Колизей» ставил вопрос о спасении мира. Правда, уже следующий диск («Армагеддон») оказался посвящен гибели этого самого мира.

Дебютная работа «Арии» с новым вокалистом Михаилом Житняковым «Феникс» заставляет, как ни странно, вспомнить об альбоме «Игра с огнем». И там, и там огонь является ключевым символом. Только если в конце 80-х он ассоциировался с опасностью, угрозой и угаром, то сейчас – с преображением и возрождением.

Десять песен «Феникса» знаменуют собой тернистый и многотрудный путь к Свету через препятствия, гибель и очищение в раскаленном горниле. Условно их можно отнести к жанру фэнтези, однако они не оторваны от нынешней действительности, а, напротив, содержат узнаваемые маячки.

В первой же песне «Черный квадрат» бытие человека мыслится как переход через «бесконечный тоннель», где «разумным тварям все трудней дышать», а возможность выход из тупика - лишь гипотетическая. В «Боях без правил» говорится о бесстрашии перед смертью как необходимом условии прорыва к Свету. Неслучайно именно эти две вещи оказываются наиболее динамичными. В заглавном «Фениксе» формула вечной жизни предельно конкретизируется: «Жить, чтоб сгореть, и сгореть, чтобы жить, не заблудившись во тьме».

Заплутать во тьме действительно несложно. Об этом идет речь в «Равновесии сил», где нелепые воландовские силлогизмы о природе добра и зла ведут к дурной бесконечности и полной бессмысленности. Парфюмер из «Истории одного убийцы», сжигатель книг из «Симфонии огня» и царь гуннов «Атилла» прибегают – якобы, во имя спасения человечества - к запрещенным приемам, а поэтому гибнут в раздуваемом ими пожаре бесславно, без возможности последующего возрождения.

Самой сильной и самой неоднозначной песней альбома оказывается восьмиминутная «Черная легенда». Несколько планов сосуществует в ней одновременно, а окончательных точек над i авторы Владимир Холстинин и Владимир Лобанов не расставляют. С одной стороны, это романтическая история о девушке, которую из зависти объявили ведьмой и сожгли на костре. С другой стороны, по мнению Холстинина, подобные сюжеты из истории средневековой Испании являются не чем иным, как черным пиаром Англии и Франции против испанской инквизиции (отсюда и название песни). Припев виртуозно сводит оба плана воедино – дескать, время все расставит по своим местам. Сочетание акустических ритмов фламенко с рельефными гитарными рифами усиливают многомерность песни и способны вызвать физическое ощущение мурашек по коже. «Черная легенда» ничуть не уступает многочастным композициям с альбома «Кровь за кровь».

Генетическая связь «Феникса» с лучшими альбомами «Арии» ощутима и на уровне продолжения цикла о «беспечном ездоке». Как мы помним, «асфальтовый» герой попал в жуткое ДТП в песне «Не хочешь не верь мне». Оправившись от ран, он пересел в середине 90-х с байка на лимузин «Короля дороги». А теперь, умудренный и заматеревший, он гонит на своем авто в «Дальнем свете» и прокручивает прошлую жизнь, как кинопленку, на полотне магистрали. Логичным завершением альбома служит «Реквием» - симфонический плач по погибшим коллегам-музыкантам, которые уже пребывают в области абсолютного Света. Цель достигнута, хотя путь до конца еще не пройден…

Новый вокалист «Арии» Михаил Житняков великолепно вписался в новый материал. Именно в устах такого молодого человека с горящими глазами, как он, строчки, типа «только сила, только честность, твой последний бой, как песня, допетая до конца» не выглядят неуместной спекуляцией на юношеском максимализме. Да и голос Житнякова действительно сравним с пламенем, безудержно взмывая ввысь, переливаясь всеми красками и бросая слушателя в жар. Удивительно, но сейчас этот голос кажется для обновленной «Арии» таким же необходимым компонентом, как фирменный «советский» мелодизм Виталия Дубинина, стильные рифы Владимира Холстинина и исторические экскурсы Сергея Попова.
Теги: обзор, Феникс
Имя *:
Email:
Код *: